ТЕОРИЯ МИАЗМОВ ГАНЕМАНА И СОВРЕМЕННОСТЬ

 

 

Н.А. Заморенов         Президент     Российской    Гомеопатической

                                      ассоциации,                                                  

                                     вице-президент  Международной

                                     медицинской  Гомеопатической   лиги 

И.В. Бурякова         вице-президент Российской    Гомеопатической

                                      ассоциации,

 

 

 Теория миазмов, как краеугольный камень учения о  ХРОНИЧЕСКОЙ БОЛЕЗНИ основоположника ГОМЕОПАТИИ Христиана Фридриха Самуэля ГАНЕМАНА, является также и своеобразным краеугольным камнем и всего гомеопатического учения. К ней Великий Учитель шел всю свою жизнь и она стала логическим завершением самого учения, предложенного им для потомков - учения ГОМЕОПАТИИ. И, начиная с 1828 года, когда впервые осторожно ознакомил сначала своих ближайших учеников со своим завершающим его творение (ГОМЕОПАТИЮ) теоретическим опусом - теорией МИАЗМОВ, она, эта теория, до сих пор будоражит умы человеческие и не дает покоя  гомеопатам.  

Сам ГАНЕМАН - величайший гений человечества, чувствуя всю грандиозность затронутой им проблемы ХРОНИЧЕСКОЙ БОЛЕЗНИ и ее причины, указывал, что он оставляет потомкам свое творение в незавершенном виде, т.к. понимает, что простой человеческой жизни не может хватить, чтобы обосновать такое фундаментальное учение, которое он явил миру. В одной из глав своего наследия "ХРОНИЧЕСКИЕ БОЛЕЗНИ", ГАНЕМАН отмечает, что в самой сути хронической болезни есть нечто иррациональное, не поддающееся пониманию человеческого разума, а вынуждающее его (разум) принять это "нечто" за непреложную истину, в которой выражается квинтэссенция экзистенциальной (т.е. нераздельной и единой) сущности хронической болезни и не только ее, но и человеческого бытия и всего мироздания !

Как отмечает современная философия - сущность этой непознанности лежит в гносеологических корнях самого процесса человеческого познания - процесса познания человеческим разумом окружающего бытия, природы и осознание всего этого. Размышление над всем этим непременно приводит нас к необходимости нахождения ответов на сакроментальные вопросы бытия, взаимоотношений сознания и окружающего мира, материи и духа, а также ответить себе на вопрос о сущности человеческой души и ее роли для человека.

В  теории   миазмов   Ганемана,   как   в   монолитном   кристалле, сконцентрировалось все то основополагающее, что дано человеку в природе и что помогает ему понять сущность ее и найти путь к Богу, пути к которому, как известно, неисповедимы!      

Теория миазмов сегодня актуальна как никогда, т.к. мир (природа и человечество) вступает в новое тысячелетие. Последнее время говорится о новой космогонической ЭПОХЕ  (эре),  обозначаемой астрологами как эпоха знака ВОДОЛЕЯ, характеризующего прежде всего размежевание добра и зла и их  непересечение и разделение.       

Теория миазмов прямо говорит о нематериальных (невещественных - по словам ГАНЕМАНА, изложено в § 282, примечании 163 "Органона")  причинах всех болезней человека и, главным образом, хронической болезни,  как явления. Она, эта теория, указывает на роль "зла", как явления в формировании и поддержании течения хронической болезни у человека, указывает на причины, способствующие развитию хронической болезни и пути избавления от нее. У теории миазмов немало противников, которые пытаются найти множественные доказательства ее несостоятельности. Но всегда и везде вопрос упирается в философский вопрос чести и совести ученого и каждого человека и отношение его к понятиям "добра" и "зла", что в конечном итоге сводится к выбору - на чьей ты стороне, особенно в эпоху размежевания,  и чьей силе ты служишь - добру или злу.       

Здесь мы рассматриваем  доказательства актуальности теории миазмов для нашей сегодняшней жизни.       

1. Теория МИАЗМОВ Ганемана отражает аналитический концептуальный взгляд на хроническую болезнь как на динамический процесс внутренних изменений в организме, находящих свое выражение в наружных проявлениях - симптомах болезни, т.е. выражение внутреннего (скрытого) через внешнее (видимое). Причем, последние (симптомы) динамически всегда изменяются, вследствие зависимости от изменения внутренних процессов, которые всегда динамичны. Это универсальное отражение всего во всем: внутреннего в наружном в сложной системе ( в гомеопатии - это закон подобия, в философии - отражения), целостности окружающего мира, его основополагающих принципов в конкретных формах его проявления и т.п., - находило многие тысячелетия в главных концепциях свое выражение. Таковы древние медицинские понятия восточной медицины, которые успешно используются в современной медицинской практике: макрокосмоса и микрокосмоса, «небо-земля» древних шумеров, вавилонян, египтян, китайцев, теории "ян-инь", "5-ти первоэлементов", иридодиагностика, диагностика  по  "окнам"  внутренних  органов  в  китайской  медицине, пульсодиагностика, тестирование по кожным акупунктурным точкам по Фоллю и т.п. Это соотношение наружное - внутреннее очень важно еще и потому, что ТЕОРИЯ МИАЗМОВ  рассматривает заболевания и хроническую болезнь через призму МИАЗМА (загрязнения - в переводе этого термина с греческого), т.е. проникновения "загрязнения" снаружи внутрь, что нашло свое отражение в §§ 5-7 "Органона" ГАНЕМАНА - главнейшего его шедевра из наследия.

2. Болезнь как таковую, ГАНЕМАН в §§ 13-16 "Органона" рассматривает не как нечто разрывное от живого ее носителя - человеческого организма,  а как целое с ним, с его жизненным принципом, поддерживающим самою жизнь - с жизненной силой (духовной силой). И болезнь он видит в страдании жизненной силы, находящейся при заболевании под угнетающим влиянием враждебного принципа - миазма. При этом болезнь, движимая миазмом - "враждебным принципом" - по Ганеману, вызывает дисфункцию (нарушение) динамического взаимодействия между самопознанием (рассудком), являющимся выражением души,  и  жизненной  силой  (жизненным принципом). В "Предисловии" к 4-му изданию "Органона", Ганеман уже указывает на болезнь, как нарушение жизненной силы, которая угнетается при болезни и не может взаимодействовать с более высоким уровнем живого организма - с его сознанием, которое Ганеман определяет как "духовное", стремящееся управлять поведением и внешними проявлениями человека (как указано в §§ 6 - 11 "Органона"), т.е. выражением души человека.

3. Говоря о хронической болезни, которая есть суть нарушенное равновесие между жизненной силой и сознанием, нельзя не упомянуть об указании Ганемана на то, что при хронической болезни, жизненная сила находится во власти вредных влияний, определенных как МИАЗМЫ по своей сути, которые динамичны по своей природе. Это динамическое изменение жизненной силы под воздействием динамического влияния "враждебного принципа"  (МИАЗМА)  по Ганеману, описанное в § 31 "Органона", находит свое выражение в конкретных реакциях и изменениях  человеческого организма, отображающих невещественные взаимоотношения духовных составляющих жизненной силы и миазма. Прежде всего здесь надо определить, что не любое внешнее влияние надо характеризовать как отдельный миазм, т.к. в каждое фундаментальное понятие, связанное с жизнью, в том числе - МИАЗМ,  входит фактор невещественный, который находит свое конкретное выражение в каждом конкретном случае в том или ином материальном воплощении. Эти вредные для организма человека влияния сводятся воедино в невещественном своем выражении через силы внешнего "зла", которые и воспринимаются человеком в его ощущениях ("семь настроений" китайской медицины) через эмоциональные реакции, и которые (эти "злые" силы) управляют грубыми материальными факторами влияния на человеческий организм ("шесть черезчур" в китайской медицине). Сюда же относит Ганеман и неправильное ятрогенное влияние, описываемое им в §§ 74 - 76. Таким образом, динамизм жизненной силы,  обусловленный попыткой уничтожения или очищения от внешнего воздействия, его нематериальная   (духовная)   составляющая   будет   противодействовать нематериальной составляющей миазма, управляемой силой внешнего "зла". Динамизм жизненной силы имеет выражение своей целесообразности в противодействии внешнему злу для выживания человеческого организма и поддержания его внутреннего равновесия - залога жизнеспособности.

4.  Таким образом, говорится о двойственности МИАЗМА, как выражении внешнего зла через конкретные материальные влияния, о чем говорит и Ганеман в § 81 "Органона", указывая также на способность миазма к проникновению в механизмы наследования и возможности передачи его по наследству. "Этот древний инфицирующий агент (трут - по словам Ганемана), тлеющий в поколениях, передающийся в поколения, а также помноженный на приобретенные нарушения в процессе жизни самого человека, будет являть собой измененное наследуемое свойство"  (собственно которое и названо Ганеманом  миазматическим загрязнением). Кроме того, важно отметить, что Ганеман берет именно термин "МИАЗМ" для выражения и обозначения этого "наследуемого свойства". Это становится понятным, когда мы проанализируем сам этот термин. МИАЗМ - в переводе с греческого обозначает пятно, загрязнение и в то же время как диффузные загрязняющие испарения. Эта двойственность МИАЗМА - точечная его природа (исчезающая дематериализирующаяся точка) с одной стороны и диффузный его характер (всепроникающая способность, т.е. многообразие) -xаpактepизуют его коварность и чужеродность. Т.е. эта дуалистическая двойственность, ярко характеризующая и двойственную материально-нематериальную природу МИАЗМА - точечное исчезающее при наблюдении начальное проникновение "загрязнения" через пятно и, вместе с тем, всепроникающая диффузная коварная сущность его четко характеризуют ту силу, которая управляет всем этим процессом и которая являет собой выражение силы внешнего зла, имеющих в свою очередь конкретное историческое выражение в понятии диавола - движущая сила которого - "зло".

5.  Ганеман характеризует МИАЗМ в 3-х формах его выражения, другими словами, З-мя формами взаимодействия его (миазма) с организмом, вводя понятия ПСОРЫ, СИКОЗИСА и СИФИЛИСА. Этим он подчеркивает естественную универсальность своего учения, сводящуюся к универсальным понятиям троичности, существующей в мире. Это и троичность взаимодействия дух - материя - сила; троичность процесса познания (индукция, дедукция и озарение); троичность мироздания в космогонических картинах древних цивилизаций, единая троичность  божественного воплощения в религии и в частности, в нашей Русской православной церкви.

 6.  Еще раз говоря о ведущей роли невещественного фактора, лежащего в  основе миазма, необходимо указать на современные работы ведущих гомеопатов мира - истинных последователей Ганемана - таких как доктор Ортега из Мексики. В своей книге "Очерки о миазмах" он развивает учение о миазмах с интерпретацией их через современные достижения медицины и науки. Доктор Ортега напоминает, что экзистенциальная сущность миазма (т.е. неразрывная, целостная, единая, духовно - материальная) как раз и проявляется в динамизме жизненной силы (вспомним крылатые слова из научного лексикона:  "Без движения нет материи, без движения - нет жизни"). То есть наша жизненная сила проявляет себя как в процессах жизнедеятельности, так и в исцелении от хронической болезни, через динамизм - движение, изменение. А миазм,  в свою очередь,  сводит на нет все попытки ее к исцелению, препятствуя достижению последнего. Рассматривая ГОМЕОПАТИЮ через призму динамизма (миазма в частности), очень просто увидеть, что вернуть жизненную силу в состояние равновесия и нейтрализовать вредное действие миазма в его динамизме, можно только лишь под воздействием таких же динамических сил - живого динамизма. Таким свойством живого динамизма - обладают гомеопатические лекарства, приготовленные новым способом, описанным Ганеманом в § 270 его "Органона".  Это возможно потому - указывает доктор Ортега - что такие гомеопатические лекарства обладают квинтэссенцией лекарственного динамизма - живым динамизмом, т.к. готовятся из живого материала, путем информационной записи их момента жизни потенциальной жизненной  силы  (энергии)  -  своеобразной  меры  упорядоченности (гармонии) и одухотворенности живой материи, на необходимый материальный носитель посредством процесса динамизации.

И эта квинтэссенция живого динамизма гомеопатических лекарств реализуется в человеческом организме, посредством воздействия на его жизненную силу, записанного информационного образа живого объекта на соответствующий носитель - гомеопатическое лекарство. Возможно это благодаря применению гомеопатического лекарства по закону подобия. Т.е. происходит, путем использования естественного закона природы - воспроизводство живого образа того живого объекта, из которого сделано лекарство - своего рода проявление божественной сущности живого объекта как творения Божьего,  записанного информационно в виде образа на другом определенном материальном носителе.

Поскольку гомеопатическое лекарство применяется по образу и подобию того патологического процесса, на который оно воздействует, то и воздействие это, проявляющееся в возбуждении жизненной силы нематериальной составляющей (образом живого динамизма), будет направлено на нематериальную составляющую патологического процесса - т.е. против миазма. Динамическое развитие жизненной силы в новом направлении заставляет миазм, скрывающийся под множеством масок в организме, проявить себя в конкретных материальных проявлениях, что дает возможность самому организму (его материальным составляющим) и  прежде всего иммунной системе распознать это конкретизированное патологическое влияние (патологического агента - вирусы, микробы) и изгнать или уничтожить его, что приводит организм к очищению от "загрязнения" - миазма,  а человека самого к исцелению.

Как уже выше говорилось, в организме происходят динамические (изменяющиеся) процессы при заболевании и при хронической болезни, вследствии динамического изменения жизненной силы из-за динамической изменчивости миазматического фактора. Этот динамизм жизненной силы, находящий свое выражение в динамизме внешних симптомов, происходящих при хронической болезни, даже в процессе применяемого воздействия на нее (хроническую болезнь) лекарств, требует динамического адекватного лечения.  Причем,  из-за двойственности природы миазма, воздействие на него с целью избавления от него, возможно только при применении специфической необычной медицины ГОМЕОПАТИИ !

7.  Необходимо несколько остановиться на понятии троичности по нижеоговоренным причинам. Троичность характеризует и мироздание и природу в 3-х ее ипостасях: дух - материя - сила. С другой стороны, рассматривая отдельно эти 3 явления, прежде всего то, которое ближе и понятнее нам - материю , можно выделить и здесь 3 фактора, ее характеризующих.  Это, как указывает современная фундаментальная наука формы материи - вещество, поле и вакуум. Все 3 проявления материи в нашем мире имеют свои характеристики и выражения. Прежде всего, вещество - явление нашей повседневной жизни - характеризуется формой своего выражения и описывается процессами (мерами) упорядоченности этой формы - гармонией. Полевые характеристики - более сложное для нашего восприятия и могут представлять собой либо проявления вещественной формы, либо выражением силы. Другое дело вакуум - понятие введенное чистой наукой с попытками его характеристики в прикладных (науках). Именно он, последний, характеризуется уже не понятием гармонии, как меры упорядоченности, а энтропией - мерой неупорядоченности процессов и явлений окружающего мира. К понятию же вакуум приложили и термин хаос - оборотная сторона нашего мироздания, которое управляется  гармонией. И вакуум, и хаос, с точки зрения современных фундаментальных наук и древних концепций мироздания, характеризуют "небытие" - или неявленную форму материи. Но и то (и материя реальная) и другое (хаос) озарено духом с его божественной сущностью и реализуется посредством силы, часто в материальном выражении,  характеризуется как энергия - по сути дела, являясь функцией (выражением) силы. Почему же приходится здесь говорить об этих совершенно не касающихся темы вещах. Потому что некоторые ученые за рубежом вводят так называемое понятие "детерминированного хаоса" для объяснения действия гомеопатических лекарств,   где   хаос    имеет     потенциальную      возможность,      самоорганизовываясь,      создавать   гормонизированную - упорядоченную структуру. Все внешне выглядит очень  правдоподобно и при научном анализе, и при историческом анализе древних теорий (избыток одного из "начал" - "инь" или "ян" самоуничтожается (как бы рождая хаос) и на его месте возникает противоположное начало (как бы хаос детерминируется, т.е. самоорганизуется). Однако, здесь очень ярко видно, если посмотреть с точки зрения концепции целостности, что выхолащивается из теории первичная составляющая - дух, управляющий всеми процессами.

И с позиций грубого, вульгарного материализма, прикрываясь научной фразеологией, пытаются объяснить наличие у сил диструкции, рождающих хаос, созидательного начала, самого по себе, неподвластного никому, а, значит, стоящего особняком от божественного мироздания. С этой точки зрения - действительно все так и есть, - т.е. хаос чужероден нашему миру. Но если мы включаем элемент абсолютной обособленности этого явления в картину мироздания,  тогда она не может быть ни описана никакой наукой (т.к. нет абсолютного мерила всех относительных величин), ни познано и оправдано (т.к. будет стремиться к абсолюту, по принципу возрастания энтропии по 2 закону термодинамики Ньютона). Тогда рано или поздно этот абсолют разрушения уничтожит все вокруг, включая абсолют духа и мир перестанет существовать, т.к. не будет процесса созидания как такового, а следовательно и диструкция,  рождение хаоса, потеряет всякий смысл и исчезнет как явление. Не будет ничего никогда - вот что может быть при придании силе хаоса детерминирующего принципа. И другого пути нет, т.к. выключен элемент духа как абсолюта. Если же мы ставим дух - мировой абсолют в вершину мироздания и подчиняем, как и есть  на самом деле, хаос, как выражение деструкции мира - силе, всегда имеющей божественную природу, ибо рождающая и созидающая и разрушающая возможность есть только у Бога, тогда все становится понятным и объяснимым. И  никакого самостоятельного неуправляемого хаоса,  способного  к самоорганизации по собственному желанию нет и не может быть по уже выше приведенным причинам.

А конкретное выражение хаоса в нашем реальном мире будет характеризоваться понятием "зла" как такового, которое пытается взойти в ранг абсолюта, но потенциально не может, как пытается падший ангел уподобиться богу, но потенциально не может. И желания обелить зло, одеть его в белые одежды созидания - ничто иное, как попытка его абсолютизации, не имеющая под собой реальной почвы. Эта черная, как мы ее называем, злая сила разрушения "зло", являющееся выражением экзистенциальной сущности миазма, - тоже выражение божьего промысла. Именно она лежит в экзистенциальной сущности понятия "миазма", именно с ней мы сталкиваемся, воздействуя на миазм гомеопатическим лекарством.  Но, так как эта сила именно  детерминирована, но не сама по себе, а божьим промыслом, поэтому и имеется потенциальная возможность воздействия на нее с целью ее изменения. Т.е. другими словами - детерминированность хаоса есть, но это не его абсолютная способность, - а выражение деяний духа - через выражение силы - силы Духа Святаго !

8.   Стройный базис гомеопатии построен на гармоничном фундаменте ее концепций и законов, которые характеризуют целостную доктрину гомеопатии.  Учение гомеопатии целостное и завершенное, благодаря теории миазмов и выражает собой одно из ведущих учений истинного лечения болезни у человека как таковой. Как известно, гомеопатия основывается на законе подобия - универсальном явлении природы, характеризующем наш окружающий мир. В § 29  "Органона" Ганеман объясняет приложение закона подобия к человеческому организму с целью исцеления его от недугов. Он говорит о законе подобия как о законе воздействия подобного динамизма лекарственного вещества (гомеопатического лекарства) на жизненную силу (жизненный принцип), который (динамизм) сходен по действию на организм с вредным внешним патологическим агентом (чужеродным вредным принципом), что усугубляет положение жизненной силы и вызывает, как говорит Ганеман, искусственную болезнь. Действует этот лекарственный динамизм на другие составляющие жизненной силы, что вызывает естественную ее реакцию изменения - динамическую реакцию с целью противодействия этому новому чужеродному для нее влиянию. Воздействие лекарственного динамизма при хронической болезни, необходимо, как правило, длительное, т.к. миазм чрезвычайно изменчив и приспособляем - динамичен.

Однако, в связи с тем, что гомеопатическое влияние невещественно, из-за исчезающей дозы гомеопатического лекарства, то и материального подкрепления  для поддержания течения этой искусственной болезни - нет, а следовательно, и противодействие новому воздействию от гомеопатического лекарства будет  направлено против чужеродного патологического агента, т.к. он подобно воздействует на жизненную силу и одинаковые реакции жизненной силы и на гомеопатическое лекарство и на чужеродный патологический агент придутся только на чужеродный агент.

9.  Анализируя понятие базисного (фундаментального - по словам Ганемана)  миазма - псоры, необходимо отметить, что она характеризуется прежде всего и,  главным образом,  понятием зуда.

Причем зуда - не только материального проявления, характеризуемого современной медициной как "патологический рефлекс центральной нервной системы", но и как нематериальное, абстрактное понятие - как "зуд мысли", сначала неосознанное желание (побуждение) ведет к действию. Зуд физический тесным образом связан также с историей гигиены и историей развития сексуальной морали - т.е. формирования морально-нравственных норм человеческого общества и понятия совести у самого человека.

 Характеризуя этот чужеродный патологический агент, как вредный чужеродный принцип в §§ 72-82 "Органона", Ганеман говорит, что в основе этого принципа лежит миазм. "Миазм" сводит на нет все попытки жизненной силы вернуть организм в состояние здоровья ("Хронические болезни" - часть 1).  И именно последний поддерживает патологическое состояние в человеческом организме - хроническую болезнь, именно он (миазм), постоянно изменяясь в своем постоянном воздействии на жизненную силу, угнетает, ослабляет и истощает последнюю.  "И только усиленное применение гомео-миазматических лекарств - указывает Ганеман в примечании к § 80 "Органона" - способ восстановить естественный положительный потенциал жизненности в противовес антипатическому (как его назвал Ганеман - аллопатическому) пути лечения, основанному на применении внешних средств,  противодействующих вредному патологическому агенту" (как указывает Ганеман в § 61 "Органона"). Ниже в §§ 62-67 "Органона" он показывает всю эфемерность этого (антипатического) принципа лечения, который никак не может воздействовать ни на двойственную природу миазма, ни тем более на его невещественную составляющую.

10.  Особое место Ганеман уделяет псоре - этому  "...чудовищному внутреннему хроническому миазму,  который является единственно реальной фундаментальной причиной всех других бесчисленных форм болезней..." (§ 80 "Органона"). Характеризуя псору как древнейший миазм, Ганеман возводит ее к трансформировавшейся и широчайшим образом распространившейся форме древнейшей лепры (упоминаемой еще в Библии), которая передавалась контактным путем через поколения и закреплялась в наследственности практически у всего человечества из-за смешения народов. Закреплению ее способствовала и человеческая цивилизация (гигиена, наружное лечение внешних симптомов -подавляющим (супрессивным) лечением).

Ганеман характеризует псору как "праматерь" всех хронических болезней, из которой развились позже сикозис и сифилис - два других миазма.

Это дало повод в дальнейшем последователям Ганемана - Кенту и Герингу, развить незавершенное Ганеманом учение о хронической болезни и роли в ней миазма. И увязать все составляющие этого явления, в том числе и нематериальные его   аспекты,   с   нематериальными   морально-нравственными аспектами человеческого бытия нарушение морально-нравственных норм общества - с его грехами.  И возвести понятие псоры к религиозному понятию библейского первородного греха, в основе которого лежит желание, возжелание человека уподобиться Богу, т.е. грех гордыни.

 

11.  Этот последний аспект - морально нравственный, моральный аспект - искусственный свод моральных правил, норм жизни человека ничем не может контролироваться, кроме такого не невещественного абстрактного фактора меры, мерила человеческого греха и оценки правильности человеческих поступков - его совестью. Поэтому главным невещественным фактором, разрушающим барьеры жизненной силы на путях вредного влияния чужеродного принципа (по Ганеману), будет гордыня - первейший (первородный) грех человеческий, искажающий, искривляющий совесть таким образом, что она не может измерить правильность человеческих поступков с позиции добра и зла - через которые она, собственно, и мерит все, и тогда человек совершает злодеяние, пропуская зло внутрь себя и творя зло во вне. Вот это первичное нарушение - беспочвенная человеческая самость, гордыня и является движущей силой всех мыслей (нравственных) и поступков (вредных), свойственных человеку в этом состоянии - возгордившемуся и бессовестно поступающему, т.е. человек множит зло внутри и во вне - злодействует. А уже потом возникает спешка, которая выражает  человеческое ускорение - скорее достичь желаемой цели без совести - т.е. уподобиться Господу Богу, стать хозяином и творцом всего сущего.  Таким образом, сикозис, характеризующийся спешкой и ускорением, не может быть началом и устойчивым центром всего человеческого бытия. Не зря Ганеман  строит модели миазмов на примере болезней венерических (гонорея, сифилис), с которыми связано большинство морально -  нравственных грехов, нарушений, проступков и преступлений.

12.   Характеризуя 3-й миазм, - сифилис, Ганеман не зря настаивает на сохранении этого термина. Это имеет свои исторические корни. Известно, что заболевание "сифилис" - названо по имени древнего персонажа древнегреческой мифологии,  обезображенного богами за гордыню (!).

И другой идентичный греческому термину, называющий эту болезнь по латыни - люэс - восходит к корневому слову "люэт" - сияние, чистота, свет. Здесь становится понятным и помешанность страдающих 3-м миазмом больных  патологической чистотой, и восхождение термина к слову люцифер - "светоносный", сияющий. На самом деле сей свет - ложный, он исходит от "нечистой силы" - "персонифицированного зла" в противовес свету божественному и ведет своим блеском человека к суициду, самоубийству, толкая к пропасти, край которой не виден из-за блеска ложного света.

13. Таким образом, исходя из вышеизложенного, теория миазмов Ганемана завершает собой составляющую целостного учения ГОМЕОПАТИИ - как объясняющего сущность явления с которым приходится сталкиваться - т.е. хроническую болезнь,  и расцвечивает гомеопатию красками цветного восприятия каждого миазма в цвете, являясь трехгранной призмой, разделяющей свет обычный белый на цвета радуги. Она же (теория миазмов) указывает на возможные способы воздействия на хроническую болезнь и методы, применяемые для реализации этого воздействия. Эта целостность ГОМЕОПАТИИ, которую подкрепляет теория миазмов, цементируя ее изнутри, дает возможность практически пользоваться гомеопатией не вслепую, а осмысленно, объясняя свои шаги на этом пути, со строго научных позиций, находящих свое подтверждение во все новых научных открытиях.

14.  Теория миазмов не может служить оправданием ошибок и обоснованием неудач неправильного "гомеопатического" лечения из-за так называемой непознаваемости сущности учения о хронической болезни и термина - миазм.

На самом деле она открывает путь следования человеку мыслящему, путь познания окружающего мира, собственной души и путей Господних, которые, как известно - неисповедимы. И на этом пути, человек, постигая через Веру в Бога - сущность Бога - способен понять в том числе и непознаваемую суть хронической болезни и научиться с нею бороться ! - исцеляя себя и других.