Доктор мед. наук Комиссаренко А.А., кандидат мед. наук Салычева  Л.В.

                                          Санкт-Петербург

 

ГИПОТЕЗА МЕХАНИЗМОВ ГОМЕОПТИЧЕСКОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ

Открытие С.Ганеманом гомеопатического феномена настолько опередило свое вре-мя, что и сейчас многим представляется сверхестественным. Нельзя не согласиться с мне-нием Н.А.Тушмаловой и Е.А.Дегтяревой, что без рассмотрения закономерностей функ-ционирования организма невозможно познать механизмы гомеопатического феномена. Недостаток этих знаний, на наш взгляд, приводит не только к замедлению  дальнейшего развития гомеопатии, но и к неполному пониманию или ошибочному трактованию многих процессов, возникающих в организме в норме и патологии.

Одной из основных причин, затрудняющих признание гомеопатии ортодоксальной медициной является отсутствие общепризнанного объяснения механизмов гомеопатичес-кого воздействия. Как отмечают М.Оberbaum и J.Cambar, A..Weinberg и J.Storer, часто наб-людаемый в ходе клинических и  экспериментальных медицинских и биологических ис-следований эффект малых доз токсичных веществ расценивается в качестве артефакта,  т.к. противоречит представлению "чем сильнее раздражитель, тем сильнее воздействие".

В настоящее время изучение механизмов гомеопатического воздействия, по мне-нию H.A.Тушмаловой и H.Heine, ориентировано на универсальные законы природы,  что позволит ответить на многие вопросы теории  и практики гомеопатии с тем, чтобы она смогла занять полагающееся ей место в ряду научно подтвержденных дисциплин.

Представленная вашему вниманию гипотеза гомеопатического воздействия ос-нована на материалах многочисленных исследований, в том числе и новейших экспери-ментальных данных,  отраженных в различных публикациях в нашей стране и за рубежом.

В современной литературе представлено много сведений о чрезвычайно высокой чувствительности биологических объектов  к различным влияниям низкой интенсивности, к которым также относится и гомеопатический эффект. Так, A.H.Кудрин показал, что мощность изменяемая всего в 10-24 ватт, создает импульсацию от волосковых слуховых рецепторов. Порог слышимости, по данным P.Клинке, определяется отклонением мембраны только в 10-10  метра, что приблизительно соответствует диаметру атома водорода. Обонятельные клетки реагируют на единичные молекулы пахучего вещества,  а  зрительные рецепторы на отдельные кванты света.

Многочисленные эксперименты, начало которым положил в 1924 году Н.П.Крав-ков, а в последние годы продолжили Е.Б.Бурлакова, А.М.Кузин, Ф.Шмид, Э.Райнхарт, В.Фразе и многие другие исследователи, показали, что биологические объекты способны реагировать на присутствие  веществ в концентрации гораздо меньшей чем 10-12   М.

Все это в сравнении с действием на организм сильных раздражителей и концентри-рованных веществ подтверждают, что гомеопатический феномен – частный случай обще-биологического закона Арндта-Шульца, гласящего, что слабые раздражения усиливают биологические влияния, сильные - тормозят, сверхсильные - угнетают.

Большинство авторов сходятся к мысли об информационно-волновом механизме гомеопатического воздействия. Основу таким выводам заложили фундаментальные рабо-ты J.Noval et al., R.Becker, I.Cohen  и других ученых. Это также подтверждают C.Bomoroni, J.Benveniste et al., которые обнаружили изменение активности гомеопатических препаратов под воздействием факторов, влияющих на электромагнитные волны, таких как ультразвуковое облучение, электромагнитные колебания, высокая температура и т.д.

При изучении  свойств многократно последовательно разведенной плазмы крови,  Б.Я.Гурвиц установил, что получаемые растворы сохраняют качественные  и количест-венные характеристики изображений газоразрядного свечения цельной плазмы. Автор счи-тает,  что разбавленные растворы являются носителями на информационном уровне струк-турных, эмиссионных и других свойств исходного целостного объекта.

Прямым доказательством волновой природы гомеопатического воздействия являет-ся открытый M.Rae принцип "радионного” приготовления активных потенцированных  средств с определенными свойствами гомеопатических лекарств без исходных молекул са-мих лекарств. Н.Shimmel  использовал на практике эффект импритинга -  переноса образа гомеопатического средства на другую субстанцию с помощью электромагнитной волно-вой пе­редачи

Следовательно, гомеопатический феномен также как и процессы жизнедеятельнос-ти  организма  являются  проявлением одних и тех же общебиологических законов и во многом связаны с информационно-колебательными воздействиями на функции организма. J.Lachovsky еще в начале прошлого века опытным путем показал,  что каждая живая клетка является одновременно и передатчиком и приемником информации.

 

Как известно, из окружаюшей среды в организм постоянно попадает большое число различных чуджеродных вешеств и  микроорганизмов или по современной терминологии - ксенобиотиков. При этом защитные функции организма направлены на прекращение их дальнейшего поступления в организм, а также на скорейшее их выведение. Однако, как выявили I.Cohen, П.П.Горяев,  R.Bolander et al.и другие, даже после полного выведения ксенобиотиков в жидких средах организма и, в частности, в крови сохраняется ин-формация о них.

Носителями информации о ксенобиотиках в крови, по данным J.Noval et al.,  яв-ляются электромагнитные колебания, образуемые квантами,  излучаемыми каждым ато-мом. При этом важную роль, как считают В.Н.Шабалин и С.Н.Шатохина, играют не толь-ко частота, но и вольтаж волны, отражающий мощность информационного потока и соответствующий количеству попавшего в организм вещества, а также форма волны, что значительно расширяет ее информационные возможности. В.С.Слесарев и А.В.Шабров полагают, что при наличии вещества в растворе, информация о нем  фиксируется в виде электромагнитного поля на кластерах воды, что  определяет “память” воды.

По мере выведения ксенобиотиков из организма их концентрация в крови умень-шается, т.е. происходит разведение. С.В.Зенин, на основании результатов многолетних ис-следований  ведущих  лабораторий страны, пришел к выводу, что при разведении любого вещества происходит смещение фазы его электромагнитной волны. Полное выведение ксенобиотика до отсутствия молекул вещества в растворе приводит к смещению этой волны до полуфазы. В этом случае вольтаж электромагнитной волны информационного следа становится обратным вольтажу колебаний молекул самого вещества.

В своих исследованиях R.Becker, R.Van Wijk  и D.Schamhart выявили, что информа-ция о находившихся в организме ксенобиотиках передается  в виде электромагнитных колебаний в нейроны управляющих центров гипоталамуса, воздействуя на генетический аппарат этих нейронов. Работы проводящиеся на биофаке МГУ под руководством А.Бурлакова также подтвердили, что передача информации в биологических объектах происходит на уровне генома клетки.

Вместе с тем, как показывает R.Bolander et al. и В.Я.Антонченко с соавторами, бла-годаря наличию памяти у жидкости, в крови содержится информация о всех веществах, с которыми она когда-либо соприкасалась. Естественно, существует механизмы выделения из крови необходимой информации из бесконечного количества электромагнитных волн с различными колебательными характеристиками  с последующим проникновением ее в управляющие нейроны.

Исходя из современного уровня знаний, можно установить последовательность за-щитных механизмов организма при попадании в него ксенобиотиков. При трансэпители-альном переходе, например, в пищеварительном тракте или легких, через слой клеток, от-деляющих организм от внешней среды, ксенобиотики раздражают рецепторы, располо-женные на мембранах этих клеток. Электрохимические импульсы от этих рецепторов с закодированной информацией о всех свойствах проникших в организм ксенобиотиков поступают на мембрану  нейронов управляющих центров мозга.

Любая информация, передаваемая от одного объекта к другому, как показала Э.Н.Чиркова, кодируется в виде специфических характеристик соответствующей волны: длина, частота, плотность и т.д. Из изученных способов кодирования информации в организме, как отмечают Б.И.Ткаченко и В.Ф.Пятин, в данном случае используется способ кодирования меченными линиями, при котором любая информация, идущая от данного ре-цептора, оценивается как сообщение одного  качества. Можно полагать,  что каждый учас-ток рецепторного поля воспринимает только определенную часть электромагнитной вол-ны, несущей информацию о  проникающих в организм ксенобиотиков, а каждый рецептор этого участка "настроен" на конкретную особенность этой части волны.

Такое кодирование сочетается с пространственно-временным кодированием,  т.е.  формированием из сигналов возбужденных рецепторов своеобразной мозаики,  когда  пос-ледовательно  один  за другим  добавляются  штрихи  в конечную картину волны опреде-ленной длины,  частоты и конфигурации.  "Собранная" на мембране  управляющего нейро-на мозаика  позволяет полностью восстановить информационную волну любого, попавше-го в организм вещества или микроорганизма.

По нервным волокнам  закодированные электрохимические импульсы поступают на участки мембраны нейронов, расположенные ближе всего к проходящему рядом  капил-ляру. Эти  участки и соседствующая с ними стенка капилляра начинают колебаться в соот-ветствии с поступающими импульсами, определяя проницаемость гистогематических барьеров для конкретной информации.

Прохождение информации из крови в нейрон, как считают  Ф.Ф.Роял, M.Rae и другие авторы, происходит при совпадении ее волны с колебаниями указанных участков мембраны, соответствующих сигналам, поступающим по нервным волокнам. В.Н.Шаба-лин и С.Н.Шатохина считают, что аутоволновая специфичность позволяет осуществлять тонкое распознавание объекта по его волновым признакам.

Следовательно, из жидкой среды в нейрон беспрепятственно может проникнуть только информация, соответствующая сигналам, поступающим по нервным волокнам на мембрану нейрона и никакая другая.

Работами G.Herich и J.Dittmann, R.Van Wijk  и D.Schamhart  установлено, что вол-ны,  несущие  информацию о ксенобиотиках, попадают в ядро нейрона и резонируют с мо-лекулами ДНК, ответственными  за внешнюю управляющую деятельность клетки и имею-щими колебательные параметры, одинаковые с поступающей информацией. Таким спосо-бом  достигается тонкая дифференцировка и безграничная избирательность реагирования организма на проникающие из внешней среды во внутрь ксенобиотики.

В результате резонирующего эффекта определенные гены, экспрессируются, что ведет к увеличению образования соответствующего фермента. При необходимости, как показали Ф.Жакоб и Ж.Моно, выработка фермента в результате экспрессирования гена мо-жет возрастать  в тысячу и более раз. Й.Дудель и F.Wolf показали, что выработанный фер-мент, деполяризуя мембрану нейрона, является источником коррегирующей импульсации, направленной на прекращение доступа ксенобиотиков в организм, недопущение измене-ний гомеостаза или на его коррекцию.

Из управляющих нейронов коррегирующие импульсы по вегетативным волокнам поступают на базальную мембрану клеток, отделяющих организм от внешней среды и соз-дают на ней градиент потенциалов. Этот градиент,  не влияя на прохождение в организм воды или воздуха, является защитой против попадания чужеродных молекул и микро-организмов, растворенных в них, то есть осуществляет барьерную функцию.

Вольтаж защитной волны,  определяющий величину  градиента,  в норме повыша-ется пропорционально количеству попадающего в организм ксенобиотика и достигает уровня, позволяющего полностью прекратить дальнейшее проникновение этого  ксенобио-тика из внешней среды.

Иинформационно-волновые колебания молекул, проникающего в организм  ксено-биотика, накладываются на мембранный потенциал,  погашают друг друга.  Если вольтаж колебаний молекул превышает градиент мембраны, то защитная волна погашается и ксенобиотик проникает в организм, если же наоборот, то он не проходит. Чем меньше вольтаж градиента, тем больше ксенобиотика может пройти через базальную мембрану.

Проницаемость каждого участка мембраны, отделяющей организм от внешней среды, контролируется определенными генами, определяющими защитные возможности базальной мембраны.  Ксенобиотики могут проникнуть в организм только в тех местах, где их собственные «информационные» колебания соответствуют колебательным характеристикам определенного участка базальной мембраны. Этим и объясняются такие понятия как «Locus minoris resistentiae», «входные ворота инфекции»,  «тропизм различных ядов, токсинов и микроорганизмов к определенным тканям».

Таким образом,  организм для идентификации,  прекращения поступления  и выве-дения попавших в организм ксенобиотиков использует свойства самих же ксенобиотиков. Все эти процессы происходят постоянно и являются одним из основных защитных механизмов организма, который мы назвали "система постоянной коррекции гомеостаза".

Функциональная недостаточность системы постоянной коррекции гомеостаза при-водит к проникновению в организм значительного количества патогенных ксенобиотиков и может привести к  развитию  различных заболеваний. При развитии заболевания инфор-мация о патологическом очаге, как показали F.Bloom et al., по ретикулярной формации передается в  более  "высокие"  управляющие  структуры  и прежде  всего  в  выявленный Е.А.Корневой, С.В.Магаевой и их сотрудниками "центр иммуногенеза", расположенный в задних отделах гипоталамуса. В  результате  экспрессирования  различных  участков ДНК нейронов этого центра включается реакция иммунного ответа.

Известно, что иммунный ответ на развивающиеся патологические процессы нахо-дится под полигенным контролем. Приобретенный иммунитет контролируется генами главного комплекса гистосовместимости или HLA-комплекса, расположенного в коротком плече 6 хромосомы. Генетический контроль выраженности или силы иммунного реагиро-вания, осуществляется, так называемыми, Ir- генами (immune response), локализующимися в этой же хромосоме. Недавно открытые локусы этого комплекса, как подчеркивают Р.М.Хаитов с сотрудниками, играют важнейшую роль в экспрессии молекул  комплекса  и  тем  самым участвуют в развитии иммунного ответа.

Избирательность реагирования определенных нейронов в иммуно-коррегирующих мозговых центрах в соответствии с местом проникновения в организм ксенобиотиков определяет точную локализацию иммунного ответа, а высота вольтажа электромагнитных колебаний,  воздействующих  на   Ir-гены обеспечивает необходимую силу этого ответа.

Следовательно, расстройство системы постоянной коррекции гомеостаза, выпол-няющей роль "диспетчера" защитных сил организма, влечет за собой  нарушение адапта-ционно-приспособительных реакций к меняющимся условиям окружающей среды и при-водят к развитию заболевания.

Для восстановления защитных функций организма при развитии заболевания необ-ходимо увеличить мощность поступающей из крови информации, воздействующей на ге-нетический аппарат нейронов управляющих центров. Это достигается введением в орга-низм гомеопатических препаратов, имеющих колебания, соответствующие,  то есть подоб-ные, информационным колебаниям находящегося в организме ксенобиотика.

Одной из качественных характеристик гомеопатических препаратов, как выявил еще Н.П.Кравков, является разнонаправленное действие потенцированных и больших доз лекарственных веществ на биологические объекты. В последующем работы M.Neisser и F.Wechsberg, Э.Райнхарта, О.М.Демидовой с соавторами, J.De Gerlach и M.Lans и других исследователей подтвердили, что подвергнутые разведению токсины имеют иные качест-венные характеристики воздействия как на клетки, так и на организм в целом по сравне-нию с их исходными, свойственными им обычной дозировке.

Отсутствие лекарственного вещества в гомеопатическом лекарственном растворе, в пересчете от числа Авогадро, теоретически соответствует потенции СН12. Однако прак-тически это разведение колеблется от СН12 до СН17, а по мнению В.В.Саниной и Ф.Шми-да до СН30. Такие разночтения связаны с тем, что концентрация вещества в растворе уже в потенции СН12, по данным  D.Riley , практически не может быть измерена.

Разведение гомеопатического препарата до отсутствия в нем лекарственного веще-ства, очевидно, является оптимально "работающей" в организме потенцией. Так Е.Б.Бурла-кова с сотр., при исследовании двигательной активности инфузории Spirostoma в растворе  фенозана показали значительное ее увеличение в разведении 25Д, т.е. около СН12.

Однако, G.Herich и J.Dittmann выявили нелинейную зависимость "доза-эффект" для различных степеней разведения. Е.Б.Бурлакова с сотр., экспериментально показали бимо-дальный характер  воздействия сверхмалых доз для концентраций в диапазоне от 10-13 М до 10-17 М. При этом авторы  подчеркивали, что особенностью гомеопатических потенций является сложный полимодальный характер дозовых зависимостей и неодинаковость ле-чебного эффекта при применении различных разведений препаратов.

Из всего сказанного  выше можно сделать  в  ы  в  о  д  ы:

1. Гомеопатический феномен и процессы жизнедеятельности  организма являются проявлением одних и тех же общебиологических законов и во многом связаны с инфор-мационно-колебательными воздействиями на управляющие центры мозга.

2. Сущность гомеопатического лечения заключается в лекарственной информа-ционно-волновой экспрессии генов, контролирующих защитные силы организма,  прежде всего,  барьерную функцию и иммунный ответ.

3. Разведение лекарства сопровождается смещением его информационной волны, доходящего до полуфазы при отсутствии в растворе молекул вещества. Это приводит к противоположному воздействию на организм ксенобиотиков и подобных им потенциро-ванных лекарств, определяя терапевтический эффект гомеопатических препаратов.

4. Сложность подбора нужной потенции для получения максимального лечебного эффекта от назначенного по принципу подобия препарата во многом объясняется отсут-ствием линейного характера изменений действия гомеопатических лекарств в зависи-мости от их разведения.